Приход храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Святыни  храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве 

 

  • Казанская икона Пресвятой Богородицы;
  • Икона Пресвятой Богородицы "Всецарица» (благословение монастыря Ватопед, Святая гора Афон);
  • Икона святителя Тихона, Патриарха Всероссийского с частицей гроба;
  • Икона преп. Макария Желтоводского, Унженского с частицей мощей;
  • Икона преп. Сергия Радонежского с частицей мощей;
  • Икона преп. Паисия Святогорца с частицей земли с могилы Преподобного (Благословение монастыря апостола Иоанна Богослова в Суроти, Греция);
  • Икона блаженной Матроны Московской с частицей гроба.
  • Икона священномученика Фавия, еп. Римского с частицей мощей;
  • Икона святого блаженного Августина, еп. Иппонийского с частицей мощей

Мощевик, содержащий частицы мощей следующих святых: 

1.Святителя Ионы, митрополита Московского; 
2. Святителя Феофана, Затворника Вышенского; 
3. Преп. Макария Желтоводского, Унженского; 

Киево-Печерских святых:

4. Преп. Агапита Киево-Печерского;
5. Преп. муч. Анастасия Киево-Печерского; 
6. Преп. Аникифора Киево-Печерского; 
7. Преп. Григория Чудотворца Киево-Печерского; 
8. Преп. Дамиана Целебника Киево-Печерского;
9. Преп. Евстратия Киево-Печерский; 
10. Преп. Еразма Киево-Печерского; 
11. Преп. Ефрема Киево-Печерского; 
12. Преп. Илии Киево-Печерского; 
13. Преп. Иоанна Киево-Печерского; 
14. Преп. Иоанна Постника Киево-Печерского; 
15. Преп. Исакия Киево-Печерского; 
16. Преп. Кукши Киево-Печерского; 
17. Преп. Лаврентия Киево-Печерского; 
18. Преп. Луки Киево-Печерского; 
19. Преп. Макария Киево-Печерского; 
20. Преп. Моисея Киево-Печерского; 
21. Преп. Нектария Киево-Печерского; 
22. Преп. Нестора Летописца Киево-Печерского; 
23. Преп. Никодима Киево-Печерского; 
24. Преп. Онуфрия Киево-Печерского; 
25. Преп. Николя Святоша Киево-Печерского; 
26. Преп. Никона игумен Киево-Печерского; 
27. Преп. Нифонта Киево-Печерского; 
28. Преп. Онисифора Киево-Печерского; 
29. Свят. Павла Киево-Печерского; 
30. Свят. Пимена Киево-Печерского; 
31. Свят. Прохора Киево-Печерского; 
32. Свят. Сергия Киево-Печерского; 
33. Свят. Сильвестра Киево-Печерского; 
34. Свят. Федора Киево-Печерского; 
35. Свят. Феофила Киево-Печерского.

МЕСТНОЧТИМЫЙ ОБРАЗ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тропарь Казанской иконе Божией Матери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Молитва перед Казанской иконой Божией Матери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРП. МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО  

с частицей мощей

(в левом приделе храма)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тропарь Макарию Желтоводскому, Унженскому, глас 5:

Днесь град твой Галич тобою хвалится, /в концех бо его пресветло, /яко велие солнце, возсиял еси /и чудесы твоими, преподобне Макарие, вся озарил еси. /И ныне молися Господеви /избавитися душам нашим от прелести вражия /и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Ковчег с частицами мощей святителя Ионы, митрополита Московского и  Киево-Печерских старцев в правом приделе  храма

Тропарь святителю Ионе Московскому и всея Руси чудотворцу

Ярем Господень измлада восприим, /и Того стопам невозвратным желанием последовал еси, /и освященнаго подвига достигл, /святительства паству приим и чудес от Бога дары прият, /с верою приходящим к раце мощей твоих /
подаеши различным недугом исцеление неоскудно, /отче наш Ионо, святителю Христов, /моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Молитва святителю Ионе Московскому и всея Руси чудотворцу

     О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Ионе, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси, монашествующыя к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, пленных возврати, немощствующыя и молящияся тебе от всех напастей и бед ходатайством твоим свободи: моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день Страшнаго Пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

* * * * *

  • 30 января 2011 года по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Международный Общественный Фонд "Триумф сердца" передал в дар на молитвенное поклонение приходу храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево медальон с частицей мощей священномученика Фавия (Фабиана).

 

  •  27 марта 2011 года в воскресение по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Кирилла   фонд "Триумф сердца"  передал в дар - на молитвенное поклонение верующими приходу храма Воздвижения Креста Господня города Москвы, медальон с частицей мощей святого блаженного Августина, Епископа Иппонийского.

 

8 февраля 2015 года, в  День памяти святых Новомучеников и исповедников Российских,  на  западной стене храма установлен памятный знак в честь священников Крестовоздвиженского храма, прославленных в лике святых.

Священномученик Николай Толгский

служил в Крестовоздвиженском храме в 1911-1913 годах

Протоиерей  Николай Толгский  

Протоиерей Николай Васильевич Толгский  родился 20 февраля 1886 года в с. Дорки Бронницкого уезда Московской губернии.

 Окончил Духовную семинарию и в 1911 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Отец Николай являлся младшим из трех братьев-священников, сыновей протоиерея Василия Толгского села Дорки. Старший брат прот. Сергий служил в Москве в церкви Рождества Божией Матери на Кулишках, а затем церкви Петра и Павла на Яузе. В 1936 г. добровольно последовал в ссылку вместе с семьей дочери (г. Коканд).

Средний брат о. Александр был известным настоятелем храма Илии Пророка в Обыденном переулке.

 Отец Николай служил в 1913 году в с. Алтуфьево Московской губернии в Крестовоздвиженской церкви, затем в г. Москве в церкви преподобного Сергия в Пушкарях.

 Был благочинным Сретенского Сорока церквей. Митрофорный протоиерей, был лично известен Святейшему Патриарху Тихону. Создавал хоры, занимался Просветительской деятельностью.

 В 1922 году в г. Москве был арестован за преподавание закона Божия, но через две недели отпущен.

 12 апреля 1935 года арестован в г. Москве и 31 мая 1935 года осужден Особым Совещанием при НКВД СССР по ст. 58-10 и сослан в г. Чимкент на 3 года. В г. Чимкенте арестован 23 июня 1937 года.

 Протокол допроса Толгского Н. В. от 25 июля 1937 года.

Вопрос: Дайте показания о Вашей к/р деятельности.

Ответ: К/р деятельностью я не занимался и показать по этому вопросу ничего не могу.

 23 августа 1937 года по следственному делу № 723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), епископа Евгения (Кобранова), схиархимандрита Елевферия (Печенникова), протоиерея Владимира Смирнова, протоиерея Николая Толгского, священника Василия Климова, игумении Евы (Павловой), монахини Евдокии (Перевозниковой), Феодора Захарова, Людмилы Петровой, Марии Рыковой, проходящих по ст. 58 п. 10, 11 УК РСФСР было вынесено ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ следующего содержания:

 «Произведенным расследованием ... Установлено: что на территории Южно-Казахстанской области Каз. ССР, отбывающими адм. ссылку бывшими видными церковниками Смирновым К.И., Петровых И. и Кобрановым Е. был организован контрреволюционный центр, куда вошли значительные по количеству кадры церковников, монахов, попов, кулаков и б.б. офицеров, в основу центр ставил своей задачей организацию всех к/р сил церковников и строго законспирированное подполье для активного повстанческого выступления против советской власти в момент ожидающейся интервенции против СССР, установления Патриаршества и главенства Церкви над государственной властью.

 С этой целью среди руководящего состава главой РУССКОЙ Церкви было решено считать Смирнова Константина и о чем были поставлены в известность некоторые к/p формирования, к/р организации. В разных населенных пунктах СССР, вплоть до рабочих центров, на фабриках были организованы рабочие общины, тайные монастыри, где под руководством епископов, попов и монахов производились вербовки новых членов в к/р организацию, проводились пострижения в тайное монашество и развертывалась по указанию руководящего центра к/р пораженческо-повстанческая агитация.

 Руководители центра на условные адреса регулярно получали денежную помощь из разных мест СССР от своих филиалов, которыми на местах по установке центра проводились тайные сборы средств среди верующих.

 «... Головка организации в целях активной борьбы с сов. властью вела работу по объединению всех церковных течений на этой платформе, в частности, под руководством Корбанова по IОжно-Казахстанской области практически эту работу проводили Климов и Николаев. Через связистов, оказии и условные адреса к/р центром распространялись в разные концы СССР к/р документы, которые потом размножались и продвигались в массы верующих, а так же давалось и руководство подпольными ячейками…»

«…Толгский Николай - руководитель ссыльного духовенства в Каратасском районе, по поручению Кобранова группировал вокруг себя и осуществлял к/р руководство к/р элементом в с. Ленинском. Вел к/р агитацию пораженческого характера, писал к/р роман, изъятый при обыске».

Заседание тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области постановило обвиняемых расстрелять.

В числе мучеников 27 августа 1937 года расстрелян ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ (ТОЛГСКИЙ),

Расстрелы производились близ г. Чимкента в местности, называемой Лисья балка.

Там же производились захоронения.

В настоящее время место захоронения неизвестно.

Постановлением Президиума Южно-Казахстанского областного суда от 5 июня 1958 года многие осужденные, в том числе протоиерей Николай Толгский, были реабилитированы.

ДЕНЬ ПАМЯТИ СЩМЧ. НИКОЛАЯ ТОЛГСКОГО - 14 (27) АВГУСТА

 

Священномученик Василий Смирнов

Протоиерей Василий Смирнов

Василий Павлович Смирнов родился 29 марта 1870 года в селе Казанском Богородицкого уезда Московской губернии. Он был первенцем диакона Казанской церкви Павла Дмитриевича и матушки Марии Васильевны Смирновых. Крестил младенца священник той же церкви о. Михаил Воскресенский, а восприемниками от купели стали местные крестьяне Филипп Дмитриевич Савдиков и Дарья Петровна Салтыкова.

Дед Василия, протоиерей Дмитрий Алексеевич Смирнов, начинал свое служение во Владимирской церкви села Нехлюдова Московской губернии, а с 1853 года до своей кончины в 1875-м служил в Крестовоздвиженской церкви соседнего села Алтуфьева (ныне входит в черту Москвы). В 1880 году в алтуфьевский храм назначили о. Павла, к тому времени уже рукоположенного во священника. В том же году у о. Павла и матушки Марии родился второй сын, Николай, но, не прожив и двух недель, умер. Через год в семье родилась дочь Клавдия.

Отец Павел недолго прослужил в Крестовоздвиженском храме. В 1882 году 44 лет от роду он скончался от чахотки и был похоронен за алтарем, рядом с сыном (позже о. Василий приезжал в Алтуфьево совершать панихиды на могилах родных). Матушка осталась одна с двенадцатилетним сыном и годовалой дочерью на руках. На плечи мальчика легла ответственность за содержание семьи (из клировой ведомости Николо-Заяицкой церкви известно, что недвижимого имущества у Смирновых не было).

В 1890 году Василий окончил Московскую Духовную cеминарию и преподавал Закон Божий в Спасской церковно-приходской школе графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде. 24 июня 1892 года его определили в псаломщики к московской церкви Святителя Николая в Заяицком. Как он писал в анкете, в духовное звание вступил по призванию.

Вплоть до 1918 года Василий Павлович продолжал и преподавать, часто безвозмездно: в разные годы был законоучителем церковно-приходских школ — Георгиевской на Красной горке, на Моховой, Николо-Заяицкой, Воскресения Словущего на Таганке; Петровско-Яузского и Петровско-Мясницкого городских мужских училищ, Александро-Мариинского женского училища Благотворительного общества, женской гимназии князей Львовых и частной женской гимназии Мартыновой. Состоял членом Общества педагогов средних учебных заведений Москвы. В 1911 году за десятилетние труды по народному образованию он был награжден серебряной медалью для ношения на груди на Александровской ленте.

В 1898 году в Николо-Заяицком храме Василий Павлович обвенчался с Елизаветой Васильевной Марковой, дочерью священника Никольской церкви села Дарищи Коломенского уезда или, по другим сведениям, церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Афинеева Верейского уезда.

Марковы принадлежали к известному священническому роду. Оба брата Елизаветы Васильевны, Сергий и Иоанн, были священниками. Дядя, Владимир Семенович,— протопресвитером Успенского собора в Кремле, а затем настоятелем храма Христа Спасителя. Сыновья второго дяди, диакона Михаила, протоиереи Николай, Петр, Василий, Сергий и Константин, активно участвовали во всевозможных церковных обществах, имели печатные труды по богословию и церковной истории, преподавали. Отец Петр был сакелларием (ключарем) Благовещенского собора в Кремле, остальные братья — настоятелями московских храмов. Дальний родственник Елизаветы Васильевны, о. Михаил Марков, настоятель Троицкого храма в селе Горетове Можайского уезда, скончался в заключении 16 июня 1938 года и ныне прославлен как священномученик.

У Василия Павловича и Елизаветы Васильевны Смирновых родилось четверо детей — Надежда (1899), Николай (1900), Серафим (1905) и Нина (1908). Второго сына назвали в честь преподобного Серафима: в 1903 году Василий Павлович участвовал в Саровских торжествах по случаю прославления Преподобного.

11 марта 1907 года будущий священномученик был рукоположен в диакона и назначен письмоводителем правления эмеритальной кассы * духовенства Московской епархии. В 1910 году за усердные труды ему было преподано благословение Священного Синода.

28 декабря 1914 года в Кремле о. Василий был рукоположен во иерея «с оставлением на диаконской вакансии»: Николо-Заяицкой церкви по штату полагался только один священник. В 1917 году за усердную службу его наградили набедренником.

После революции, когда распространялась «анкета для служителей религиозного культа», батюшка отвечал на вопросы так: «В каких организациях состоите теперь или каким сочувствуете» — «Ни в каких, кроме религиозных, коим и сочувствую»; «Ваше отношение к декрету об отделении Церкви от государства и школы
от Церкви» — «Первому сочувствую, а второму нет»; «Ваше отношение к Советской власти» — «Подчиняюсь».

С 1918 по 1927 год о. Василий был последовательно награжден скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом и возведен в сан протоиерея, а в 1929 году назначен настоятелем Николо-Заяицкого храма.

Жил он рядом с храмом, в доме № 2 по Николо-Заяицкому переулку (ныне 2-й Раушский переулок), в комнате на втором этаже, вместе с младшей дочерью, Ниной: матушки Елизаветы уже не было в живых, она скончалась в 1927 году.

Бывшая прихожанка, Елена Алексеевна Мамонова, вспоминала: «Девочками мы с сестрой каждое воскресенье ходили в церковь Николы Заяицкого. Церковь была просторная, высокая, светлая, теплая; поражало ее богатое убранство. На больших иконах была одеты ризы, от которых исходил такой блеск — церковь была красавица.

Хорошо помню настоятеля храма батюшку Василия. Худощавый, волосы были с проседью, на зачес, с тонкими чертами лица, внимательный и добрый к людям… После обедни мы с сестрой оставались всегда на панихиду — поминали свою бабушку. Батюшка Василий, бывало, прочтет нашу записку, поглядит в нашу сторону, подойдет к нам и отдаст записку, потом спросит у нас, как здоровье нашей мамы, как учились в школе. Наша мама была очень верующая, ходила в церковь на службы, и батюшка Василий хорошо знал нашу семью».

В 1929 году началась кампания по закрытию храма. Соседка о. Василия, Александра Николаевна Соколова, о том времени писала: «Служба в церкви проходила как-то тихо и не каждый день, иногда она была даже закрыта, потом опять была служба. Люди говорили, что о. Василий хлопотал перед властями, чтобы церковь осталась. Он иногда куда-то уходил, а дочь оставляла его дома и говорила: «Не ходи туда», даже сердилась... Отца Василия мы все, дети, проживающие по этому переулку, называли «батюшка». Мы всегда к нему подходили и просили поцеловать крест, он нас благословит и даст целовать. Отец Василий до последнего дня ходил в черной одежде с крестом».

В 1931 году диакон Николай Васильевич Тархов по собственному желанию оставил храм, но о. Василий остался верен своему служению.

Сохранился красноречивый документ, датированный 3 января 1933 года: исполнительный орган Николо-Заяицкой общины верующих просил разрешить членам причта на Рождество и Крещение обойти с молебном квартиры прихожан. Уполномоченный по делам культа Ленрайсовета «хождение по приходу 7 и 19.01.1933 исключительно по приглашению верующих» разрешил.

Вскоре храм закрыли, и о. Василий перешел к своему свойственнику о. Петру Лагову в храм Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. В те годы там собрался целым сонм будущих новомучеников и исповедников — многие церкви были закрыты или захвачены обновленцами, и о. Петр принимал священников, лишившихся места служения. В их числе были тесть о. Петра протоиерей Александр Крылов, 48 лет прослуживший настоятелем храма Иоакима и Анны на Малой Якиманке, и его сын о. Иоанн Крылов, настоятель храма Троицы в Листах; о. Илья Четверухин, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах; иеромонах Иларион (Громов), после кончины преподобного Аристоклия возглавивший Афонское подворье; о. Александр Хотовицкий, ключарь храма Христа Спасителя, ближайший помощник Святейшего Патриарха Тихона, а затем митрополита Сергия (Страгородского, будущего Патриарха); о. Александр Величкин, священник села Щапова, а позже храма Нечаянной Радости в Марьиной Роще; протоиерей Сергий Махаев, настоятель Петропавловского храма на Большой Якиманке; о. Александр Третьяков, священник церкви Благовещения в Петровском парке; о. Николай Лебедев, священник церкви Святителя Николая, что в Мясниках; протоиерей Сергий Воздвиженский, настоятель Косьмо-Дамиановской церкви села Болшева Мытищинского района; протоиерей Андрей Воскресенский, клирик храма Успения Божией Матери, что в Казачьей слободе; протоиерей Борис Ивановский, первоначально служивший в храмах Павлово-Посадского района, а затем в храме Троицы в Листах; о. Александр Остроумов, настоятель церкви Николы в Голутвине (будущий архиепископ Товия).

Многие из них вынуждены были сменить не один храм, многим предстоял крестный путь: тюрьма, неправедный суд, расстрел или гибель в лагере или ссылке.

Священномученик Илья Четверухин был арестован в 1930 году и отбывал лагерный срок в Пермской области на реке Вишере. Погиб во время пожара 18 декабря 1932 года.

Преподобномученик Иларион (Громов) в 1931 году был осужден и отбывал три года ссылки в Северном крае. В 1937 году был арестован и 11 октября расстрелян на полигоне в Бутово.

Священномученик Александр Хотовицкий в 1920-м и 1921 годах подвергался арестам за преподавание Закона 
Божия. В 1922 году был осужден на процессе вместе со 105ю священнослужителями и мирянами. В 1937 году был вновь арестован и вскоре расстрелян. Точная дата его мученической кончины и место погребения неизвестны.

Священномученик Сергий Махаев в 1924 году был арестован по доносу обновленческого епископа Антонина. В 1937 году после ареста церковного совета Богоявленского собора в Ногинске, где он служил, организовал новую двадцатку. Был обвинен в том, что ввел в нее «антисоветски настроенных лиц», и в 1937 году расстрелян на полигоне в Бутово.

Священномученик Андрей Воскресенский в 1930-х годах служил в Троицком храме на Воробьевых горах, а затем в храме Михаила Архангела в селе Карпове Воскресенского района Московской области. 31 октября 1937 года расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Священномученик Борис Ивановский 10 декабря 1937 года расстрелян на полигоне в Бутово.

Отец Иоанн Крылов в 1933 году был сослан в г. Ужур Красноярского края. С 1939 года служил в храме Святителя Николая в Кузнецах. В 1945 году был арестован по дороге из храма прямо на улице и приговорен к 10-ти годам заключения, которое отбывал в Караганде (Казахстан). С 1954 года до 
своей кончины в 1957 году служил в московском храме Пимена Великого.

Отца Петра Лагова арестовали в 1935 году; выйдя на свободу, он служил в Рязани до своей кончины в 1943 году. После его ареста храм Григория Неокесарийского еще два года продолжал действовать. Вместе с о. Василием в то время служили о. Борис Ивановский и о. Александр Остроумов. Дочь регента Анна Сергеевна Крылова помнит, как о. Василий принимал исповедь, а после службы часто сидел на лавочке у дома причта: тихий маленький старичок в круглых очках.

Когда храм на Большой Полянке был закрыт, о. Василий переехал в подмосковное Кунцево. Последним местом его служения, с 1937 по 1938 год, стал храм Знамения Пресвятой Богородицы села Знаменского Кунцевского района. Скорее всего, именно в эти годы он был удостоен права ношения митры за богослужением.

Со своими родными батюшка общался редко и тайком, чтобы не навлечь на них беды. Его сын Николай к тому времени был профессором математики Московского педагогического института и одновременно сотрудником Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР.

По воспоминаниям внучки, Ольги Николаевны Смирновой, последний раз она видела дедушку под Рождество 1936 года. Он пришел, держа что-то под шубой — это оказалась рождественская елка. Долгие годы она была запрещена как «религиозный пережиток», и лишь к 1936 году ее вновь разрешили.

22 марта 1938 года батюшку арестовали по обвинению в антисоветской агитации и заключили в Таганской тюрьме. Допрошенные свидетели привели его высказывания: «Всякая власть должна быть от Бога, а большевики самовольно захватили власть»; «Из Священного Писания видно, что власть, захваченная самозванцами, долго существовать не может, так и Советской власти скоро придет конец»; «Советская власть гонит Церковь, арестовывает и расстреливает православных» и др. По словам тех же свидетелей, на квартире батюшки часто бывали верующие, с которыми он беседовал и для которых «устраивал религиозные обряды».

На допросах и очной ставке о. Василий виновным себя не признал. Подтвердил лишь, что говорил: «Раньше жили лучше, а теперь, при Советской власти, везде и всюду создаются очереди; большевики только говорят, что всего много, а на самом деле ничего нет».

Обвинительное заключение по ст. 58-10 УК гласило: «В июне месяце 1937 года в разговоре с гр-ном Лобендеевским Смирнов говорил (касаясь подписки займа):

«Большевики войны не хотят, а сами все вооружаются, только рабочему классу глаза затемняют и всех расстреливают, которые идут за правду, рабочие недовольны Советской властью, только пишут в газетах, что всего много, это все вранье, много только для коммунистов, а рабочий стой в очереди целый день, опоздаешь на работу, увольняют ни за что».

В присутствии Мясниковой и Хановой говорил:

«Большевики самовольно взяли власть, а поэтому советская власть существовать долго не может, скоро придет конец, поднимутся все страны на Советский Союз и разобьют, и только тогда рабочий класс будет жить хорошо, вот взять хотя бы 1905 год, сколько побили рабочих через этих большевиков, за это Бог наказал Ленина, а Сталин также своей смертью не умрет».

В присутствии Хоботовой говорил:

«Скоро настанет время, когда откроют все церкви, потому что большевики чувствуют гибель свою, придет управлять страной царь, тогда будут опять жить хорошо».

7 июня 1938 года постановлением судебной тройки при УНКВД СССР по Московской области протоиерей Василий Павлович Смирнов был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 1 июля 1938 года, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, на Бутовском полигоне. Похоронили батюшку в безвестной общей могиле.

23 августа 1989 года о. Василий был реабилитирован прокуратурой г. Москвы в соответствии с частью I статьи I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930—40-х и начала 50-х годов».

20 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил протоиерея Василия Смирнова в Соборе новомучеников и исповедников Российских *. Память его совершается в день кончины, 1 июля по новому стилю.

* Cредства кассы составлялись из обязательных отчислений от жалованья и шли на выплату денежных пособий и пенсий.

* В том же году настоятелем Заяицкого храма был назначен его правнук протоиерей Димитрий Смирнов. Отец Димитрий начинал свое служение в Крестовоздвиженском храме Алтуфьево, также связанном с памятью о. Василия, а ныне является настоятелем и Троицкого храма Горетова, где служил его святой сродник по линии матушки Елизаветы, священномученик Михаил Марков.

 

___________

 СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРГИЙ ЛЕБЕДЕВ

Сергей Петрович Лебедев (1895 -1938), священник, священномученик.

Родился 16 сентября 1895 года в семье священника Петра Михайловича Лебедева, служившего в Благовещенской церкви в селе Сальково Подольского уезда Московской губернии.

В 1910 году окончил Донское духовное училище, а в 1916 году –Московскую духовную семинарию.

Сразу же после окончания семинарии в связи с войной он был мобилизован в армию, где прослужил до 1917 года.

В 1920 году он был рукоположен во священника. В это время его отец служил в храме Воздвижения Креста Господня в селе Алтуфьеве Московского уезда; в 1927 году отец Петр скончался, и в Воздвиженском храме стал служить его сын.

В 1929 году хозяйство отца Сергия было записано как кулацкое и все имущество реквизировано, но затем после хлопот и просьб оно было возвращено.

В 1937 году в связи с приказом НКВД о начале массовых репрессий оперуполномоченный Мытищинского отделения НКВД, в территориальное подчинение которого входило в то время село Алтуфьево, начал оформлять документы на арест отца Сергия. В декабре 1937 года и в начале января 1938 года он вызвал к себе нескольких свидетелей. Протоколы с показаниями у него были написаны заранее, и требовалось только их подписать. Свидетелям он объяснял, что дело на священника уже составлено и только требуется всего лишь его дооформить. Говорил он это, впрочем, таким тоном, что свидетелю казалось, что если он не подпишет протокол с предложенными показаниями, то его самого непременно арестуют. Некоторые свидетели были дежурными и подписывали не читая свидетельские показания не только на священника, но и на других жителей села. Один из дежурных свидетелей был инициатором создания колхоза и корреспондентом местной газеты, впоследствии он стал председателем сельсовета в Алтуфьеве.

Отец Сергий был арестован в самый праздник Богоявления, 19 января 1938 года, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день следователь вызвал его на допрос, и затем священника допрашивали в течение двух дней беспрерывно. Выяснив у отца Сергия, что его брат арестовывался в 1930 году, следователь сказал:

– Вам известно, что ваш брат был судим за совершение террористического акта над председателем сельсовета села Виноградово, а также известно, что соучастники его дела 1930 года в 1937 году вновь были арестованы и осуждены. Что вы скажете теперь?

– Об этих фактах я слышал, но утверждать не могу, – ответил священник.

– Следствие располагает данными, что вы, проживая в зоне специального обслуживания, часто посещали запретную зону. Для какой цели вы посещали запретную зону?

– В запретной зоне я никогда не был. Я совершал прогулки по лесу, поскольку это мне рекомендовали врачи. Никаких других целей я не преследовал.

– Следствию известно, что вы во время выборов в Верховный Совет выступали с контрреволюционной клеветой на политику Советского Союза. Что вы скажете по данному вопросу?

– Контрреволюционных выступлений с моей стороны не было.

– Намерены ли вы давать следствию правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности? – задал следователь священнику последний вопрос.

– Никакой контрреволюционной деятельности никогда и ни где не вел, – ответил отец Сергий.

На этом следствие было закончено.

26 января 1938 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную пораженческую агитацию".

31 января 1938 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

В августе 1938 года некоторые из сотрудников Мытищинского отделения НКВД были арестованы по обвинению в практиковавшихся ими незаконных методах следствия. При аресте оперуполномоченный, ведший следствие по делу отца Сергия, покончил жизнь самоубийством, застрелившись.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

Память 18 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых

Использованные материалы

  • Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998.
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь. - Тверь. 2005. С. 151-155

<script type="text/javascript" src="http://poisk.cerkov.ru/res/public/php/counter.php?id=2908"></script>