Приход храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Святыни  храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве 

 

  • Казанская икона Пресвятой Богородицы;
  • Икона Пресвятой Богородицы "Всецарица» (благословение монастыря Ватопед, Святая гора Афон);
  • Икона святителя Тихона, Патриарха Всероссийского с частицей гроба;
  • Икона преп. Макария Желтоводского, Унженского с частицей мощей;
  • Икона преп. Сергия Радонежского с частицей мощей;
  • Икона преп. Паисия Святогорца с частицей земли с могилы Преподобного (Благословение монастыря апостола Иоанна Богослова в Суроти, Греция);
  • Икона блаженной Матроны Московской с частицей гроба.
  • Икона священномученика Фавия, еп. Римского с частицей мощей;
  • Икона святого блаженного Августина, еп. Иппонийского с частицей мощей

Мощевик, содержащий частицы мощей следующих святых: 

1.Святителя Ионы, митрополита Московского; 
2. Святителя Феофана, Затворника Вышенского; 
3. Преп. Макария Желтоводского, Унженского; 

Киево-Печерских святых:

4. Преп. Агапита Киево-Печерского;
5. Преп. муч. Анастасия Киево-Печерского; 
6. Преп. Аникифора Киево-Печерского; 
7. Преп. Григория Чудотворца Киево-Печерского; 
8. Преп. Дамиана Целебника Киево-Печерского;
9. Преп. Евстратия Киево-Печерский; 
10. Преп. Еразма Киево-Печерского; 
11. Преп. Ефрема Киево-Печерского; 
12. Преп. Илии Киево-Печерского; 
13. Преп. Иоанна Киево-Печерского; 
14. Преп. Иоанна Постника Киево-Печерского; 
15. Преп. Исакия Киево-Печерского; 
16. Преп. Кукши Киево-Печерского; 
17. Преп. Лаврентия Киево-Печерского; 
18. Преп. Луки Киево-Печерского; 
19. Преп. Макария Киево-Печерского; 
20. Преп. Моисея Киево-Печерского; 
21. Преп. Нектария Киево-Печерского; 
22. Преп. Нестора Летописца Киево-Печерского; 
23. Преп. Никодима Киево-Печерского; 
24. Преп. Онуфрия Киево-Печерского; 
25. Преп. Николя Святоша Киево-Печерского; 
26. Преп. Никона игумен Киево-Печерского; 
27. Преп. Нифонта Киево-Печерского; 
28. Преп. Онисифора Киево-Печерского; 
29. Свят. Павла Киево-Печерского; 
30. Свят. Пимена Киево-Печерского; 
31. Свят. Прохора Киево-Печерского; 
32. Свят. Сергия Киево-Печерского; 
33. Свят. Сильвестра Киево-Печерского; 
34. Свят. Федора Киево-Печерского; 
35. Свят. Феофила Киево-Печерского.

МЕСТНОЧТИМЫЙ ОБРАЗ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тропарь Казанской иконе Божией Матери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Молитва перед Казанской иконой Божией Матери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРП. МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО  

с частицей мощей

(в левом приделе храма)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тропарь Макарию Желтоводскому, Унженскому, глас 5:

Днесь град твой Галич тобою хвалится, /в концех бо его пресветло, /яко велие солнце, возсиял еси /и чудесы твоими, преподобне Макарие, вся озарил еси. /И ныне молися Господеви /избавитися душам нашим от прелести вражия /и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Ковчег с частицами мощей святителя Ионы, митрополита Московского и  Киево-Печерских старцев в правом приделе  храма

Тропарь святителю Ионе Московскому и всея Руси чудотворцу

Ярем Господень измлада восприим, /и Того стопам невозвратным желанием последовал еси, /и освященнаго подвига достигл, /святительства паству приим и чудес от Бога дары прият, /с верою приходящим к раце мощей твоих /
подаеши различным недугом исцеление неоскудно, /отче наш Ионо, святителю Христов, /моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Молитва святителю Ионе Московскому и всея Руси чудотворцу

     О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Ионе, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси, монашествующыя к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, пленных возврати, немощствующыя и молящияся тебе от всех напастей и бед ходатайством твоим свободи: моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день Страшнаго Пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

* * * * *

  • 30 января 2011 года по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Международный Общественный Фонд "Триумф сердца" передал в дар на молитвенное поклонение приходу храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево медальон с частицей мощей священномученика Фавия (Фабиана).

 

  •  27 марта 2011 года в воскресение по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Кирилла   фонд "Триумф сердца"  передал в дар - на молитвенное поклонение верующими приходу храма Воздвижения Креста Господня города Москвы, медальон с частицей мощей святого блаженного Августина, Епископа Иппонийского.

 

8 февраля 2015 года, в  День памяти святых Новомучеников и исповедников Российских,  на  западной стене храма установлен памятный знак в честь священников Крестовоздвиженского храма, прославленных в лике святых.

 

Священномученик Николай Толгский

служил в Крестовоздвиженском храме в 1911-1913 годах


 

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай – Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Толг­ский ро­дил­ся 20 фев­ра­ля 1886 го­да в се­ле Дор­ки Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Он яв­лял­ся млад­шим из трех бра­тьев-свя­щен­ни­ков, сы­но­вей про­то­и­рея Ва­си­лия Толг­ско­го, слу­жив­ше­го в се­ле Дор­ки. Стар­ший брат, про­то­и­е­рей Сер­гий, слу­жил в Москве в церк­ви Рож­де­ства Бо­жи­ей Ма­те­ри на Ку­лиш­ках, а за­тем церк­ви Пет­ра и Пав­ла на Яу­зе. В 1936 го­ду он доб­ро­воль­но по­сле­до­вал в ссыл­ку вме­сте с се­мьей до­че­ри (г. Ко­канд). Сред­ний брат отец Алек­сандр был из­вест­ным на­сто­я­те­лем хра­ма Илии Про­ро­ка в Обы­ден­ном пе­ре­ул­ке.

Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил сна­ча­ла в Мос­ков­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1907 го­ду, за­тем стал кан­ди­да­том бо­го­сло­вия в Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии (год окон­ча­ния 1911).

Свя­щен­ный сан он при­нял по­сле окон­ча­ния Ака­де­мии и был на­прав­лен для слу­же­ния в Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь се­ла Ал­ту­фье­во Мос­ков­ской гу­бер­нии, за­тем был пе­ре­ве­ден в Моск­ву, в цер­ковь пре­по­доб­но­го Сер­гия в Пуш­ка­рях (Ко­ло­коль­ни­ков пе­ре­улок).

Отец Ни­ко­лай был очень яр­кой фигу­рой в цер­ков­ной жиз­ни то­го вре­ме­ни. Невзи­рая на раз­вер­ты­ва­е­мые без­бож­ной вла­стью го­не­ния на Цер­ковь, он ак­тив­но за­ни­мал­ся про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью, со­зда­вал хо­ры. На ду­хов­но вы­со­ко­го пас­ты­ря об­ра­ти­ли вни­ма­ние, он стал лич­но из­ве­стен Св. Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну. Отец Ни­ко­лай был на­зна­чен бла­го­чин­ным Сре­тен­ско­го Со­ро­ка церк­вей окру­га, ру­ко­по­ло­жен во про­то­и­е­реи, на­граж­ден мит­рой.

В 1922 го­ду про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван за пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия, но через две неде­ли от­пу­щен. Вто­рой арест со­сто­ял­ся 12 ап­ре­ля 1935 го­да: осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в го­род Чим­кент Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти.

23 июня 1937 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван тре­тий и по­след­ний раз в ссыл­ке. На­ря­ду с об­ви­не­ни­я­ми, предъ­яв­лен­ны­ми всем участ­ни­кам де­ла (участ­ник «к/р цен­тра, ку­да во­шли зна­чи­тель­ные по ко­ли­че­ству кад­ры цер­ков­ни­ков, мо­на­хов, по­пов», для «уста­нов­ле­ния Пат­ри­ар­ше­ства и гла­вен­ства Церк­ви над го­судар­ствен­ной вла­стью») про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Толг­ский об­ви­нял­ся в том, что был «ру­ко­во­ди­те­лем ссыль­но­го ду­хо­вен­ства в Ка­ра­кат­ском рай­оне, по по­ру­че­нию [епи­ско­па] Ко­бра­но­ва груп­пи­ро­вал во­круг се­бя и осу­ществ­лял к/р ру­ко­вод­ство к/р эле­мен­том в се­ле Ле­нин­ском. Вел к/р аги­та­цию по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра, пи­сал к/р ро­ман, изъ­ятый при обыс­ке».

На до­про­се на во­прос сле­до­ва­те­ля: «Дай­те по­ка­за­ния о Ва­шей к/р де­я­тель­но­сти», отец Ни­ко­лай от­ве­тил: «К/р де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся и по­ка­зать по это­му во­про­су ни­че­го не мо­гу».

Трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – он был рас­стре­лян 27 ав­гу­ста 1937 го­да в Ли­сьей бал­ке го­ро­да Чим­кен­та, в на­сто­я­щее вре­мя ме­сто его за­хо­ро­не­ния неиз­вест­но. Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай был про­слав­лен в ли­ке свя­тых на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду.

ДЕНЬ ПАМЯТИ СЩМЧ. НИКОЛАЯ ТОЛГСКОГО - 14 (27) АВГУСТА

 

Священномученик Василий Смирнов

 

Василий Павлович Смирнов родился 29 марта 1870 года в селе Казанском Богородицкого уезда Московской губернии. Он был первенцем диакона Казанской церкви Павла Дмитриевича и матушки Марии Васильевны Смирновых. Крестил младенца священник той же церкви о. Михаил Воскресенский, а восприемниками от купели стали местные крестьяне Филипп Дмитриевич Савдиков и Дарья Петровна Салтыкова.

Дед Василия, протоиерей Дмитрий Алексеевич Смирнов, начинал свое служение во Владимирской церкви села Нехлюдова Московской губернии, а с 1853 года до своей кончины в 1875-м служил в Крестовоздвиженской церкви соседнего села Алтуфьева (ныне входит в черту Москвы). В 1880 году в алтуфьевский храм назначили о. Павла, к тому времени уже рукоположенного во священника. В том же году у о. Павла и матушки Марии родился второй сын, Николай, но, не прожив и двух недель, умер. Через год в семье родилась дочь Клавдия.

Отец Павел недолго прослужил в Крестовоздвиженском храме. В 1882 году 44 лет от роду он скончался от чахотки и был похоронен за алтарем, рядом с сыном (позже о. Василий приезжал в Алтуфьево совершать панихиды на могилах родных). Матушка осталась одна с двенадцатилетним сыном и годовалой дочерью на руках. На плечи мальчика легла ответственность за содержание семьи (из клировой ведомости Николо-Заяицкой церкви известно, что недвижимого имущества у Смирновых не было).

В 1890 году Василий окончил Московскую Духовную cеминарию и преподавал Закон Божий в Спасской церковно-приходской школе графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде. 24 июня 1892 года его определили в псаломщики к московской церкви Святителя Николая в Заяицком. Как он писал в анкете, в духовное звание вступил по призванию.

Вплоть до 1918 года Василий Павлович продолжал и преподавать, часто безвозмездно: в разные годы был законоучителем церковно-приходских школ — Георгиевской на Красной горке, на Моховой, Николо-Заяицкой, Воскресения Словущего на Таганке; Петровско-Яузского и Петровско-Мясницкого городских мужских училищ, Александро-Мариинского женского училища Благотворительного общества, женской гимназии князей Львовых и частной женской гимназии Мартыновой. Состоял членом Общества педагогов средних учебных заведений Москвы. В 1911 году за десятилетние труды по народному образованию он был награжден серебряной медалью для ношения на груди на Александровской ленте.

В 1898 году в Николо-Заяицком храме Василий Павлович обвенчался с Елизаветой Васильевной Марковой, дочерью священника Никольской церкви села Дарищи Коломенского уезда или, по другим сведениям, церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Афинеева Верейского уезда.

Марковы принадлежали к известному священническому роду. Оба брата Елизаветы Васильевны, Сергий и Иоанн, были священниками. Дядя, Владимир Семенович,— протопресвитером Успенского собора в Кремле, а затем настоятелем храма Христа Спасителя. Сыновья второго дяди, диакона Михаила, протоиереи Николай, Петр, Василий, Сергий и Константин, активно участвовали во всевозможных церковных обществах, имели печатные труды по богословию и церковной истории, преподавали. Отец Петр был сакелларием (ключарем) Благовещенского собора в Кремле, остальные братья — настоятелями московских храмов. Дальний родственник Елизаветы Васильевны, о. Михаил Марков, настоятель Троицкого храма в селе Горетове Можайского уезда, скончался в заключении 16 июня 1938 года и ныне прославлен как священномученик.

У Василия Павловича и Елизаветы Васильевны Смирновых родилось четверо детей — Надежда (1899), Николай (1900), Серафим (1905) и Нина (1908). Второго сына назвали в честь преподобного Серафима: в 1903 году Василий Павлович участвовал в Саровских торжествах по случаю прославления Преподобного.

11 марта 1907 года будущий священномученик был рукоположен в диакона и назначен письмоводителем правления эмеритальной кассы * духовенства Московской епархии. В 1910 году за усердные труды ему было преподано благословение Священного Синода.

28 декабря 1914 года в Кремле о. Василий был рукоположен во иерея «с оставлением на диаконской вакансии»: Николо-Заяицкой церкви по штату полагался только один священник. В 1917 году за усердную службу его наградили набедренником.

После революции, когда распространялась «анкета для служителей религиозного культа», батюшка отвечал на вопросы так: «В каких организациях состоите теперь или каким сочувствуете» — «Ни в каких, кроме религиозных, коим и сочувствую»; «Ваше отношение к декрету об отделении Церкви от государства и школы
от Церкви» — «Первому сочувствую, а второму нет»; «Ваше отношение к Советской власти» — «Подчиняюсь».

С 1918 по 1927 год о. Василий был последовательно награжден скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом и возведен в сан протоиерея, а в 1929 году назначен настоятелем Николо-Заяицкого храма.

Жил он рядом с храмом, в доме № 2 по Николо-Заяицкому переулку (ныне 2-й Раушский переулок), в комнате на втором этаже, вместе с младшей дочерью, Ниной: матушки Елизаветы уже не было в живых, она скончалась в 1927 году.

Бывшая прихожанка, Елена Алексеевна Мамонова, вспоминала: «Девочками мы с сестрой каждое воскресенье ходили в церковь Николы Заяицкого. Церковь была просторная, высокая, светлая, теплая; поражало ее богатое убранство. На больших иконах была одеты ризы, от которых исходил такой блеск — церковь была красавица.

Хорошо помню настоятеля храма батюшку Василия. Худощавый, волосы были с проседью, на зачес, с тонкими чертами лица, внимательный и добрый к людям… После обедни мы с сестрой оставались всегда на панихиду — поминали свою бабушку. Батюшка Василий, бывало, прочтет нашу записку, поглядит в нашу сторону, подойдет к нам и отдаст записку, потом спросит у нас, как здоровье нашей мамы, как учились в школе. Наша мама была очень верующая, ходила в церковь на службы, и батюшка Василий хорошо знал нашу семью».

В 1929 году началась кампания по закрытию храма. Соседка о. Василия, Александра Николаевна Соколова, о том времени писала: «Служба в церкви проходила как-то тихо и не каждый день, иногда она была даже закрыта, потом опять была служба. Люди говорили, что о. Василий хлопотал перед властями, чтобы церковь осталась. Он иногда куда-то уходил, а дочь оставляла его дома и говорила: «Не ходи туда», даже сердилась... Отца Василия мы все, дети, проживающие по этому переулку, называли «батюшка». Мы всегда к нему подходили и просили поцеловать крест, он нас благословит и даст целовать. Отец Василий до последнего дня ходил в черной одежде с крестом».

В 1931 году диакон Николай Васильевич Тархов по собственному желанию оставил храм, но о. Василий остался верен своему служению.

Сохранился красноречивый документ, датированный 3 января 1933 года: исполнительный орган Николо-Заяицкой общины верующих просил разрешить членам причта на Рождество и Крещение обойти с молебном квартиры прихожан. Уполномоченный по делам культа Ленрайсовета «хождение по приходу 7 и 19.01.1933 исключительно по приглашению верующих» разрешил.

Вскоре храм закрыли, и о. Василий перешел к своему свойственнику о. Петру Лагову в храм Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. В те годы там собрался целым сонм будущих новомучеников и исповедников — многие церкви были закрыты или захвачены обновленцами, и о. Петр принимал священников, лишившихся места служения. В их числе были тесть о. Петра протоиерей Александр Крылов, 48 лет прослуживший настоятелем храма Иоакима и Анны на Малой Якиманке, и его сын о. Иоанн Крылов, настоятель храма Троицы в Листах; о. Илья Четверухин, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах; иеромонах Иларион (Громов), после кончины преподобного Аристоклия возглавивший Афонское подворье; о. Александр Хотовицкий, ключарь храма Христа Спасителя, ближайший помощник Святейшего Патриарха Тихона, а затем митрополита Сергия (Страгородского, будущего Патриарха); о. Александр Величкин, священник села Щапова, а позже храма Нечаянной Радости в Марьиной Роще; протоиерей Сергий Махаев, настоятель Петропавловского храма на Большой Якиманке; о. Александр Третьяков, священник церкви Благовещения в Петровском парке; о. Николай Лебедев, священник церкви Святителя Николая, что в Мясниках; протоиерей Сергий Воздвиженский, настоятель Косьмо-Дамиановской церкви села Болшева Мытищинского района; протоиерей Андрей Воскресенский, клирик храма Успения Божией Матери, что в Казачьей слободе; протоиерей Борис Ивановский, первоначально служивший в храмах Павлово-Посадского района, а затем в храме Троицы в Листах; о. Александр Остроумов, настоятель церкви Николы в Голутвине (будущий архиепископ Товия).

Многие из них вынуждены были сменить не один храм, многим предстоял крестный путь: тюрьма, неправедный суд, расстрел или гибель в лагере или ссылке.

Священномученик Илья Четверухин был арестован в 1930 году и отбывал лагерный срок в Пермской области на реке Вишере. Погиб во время пожара 18 декабря 1932 года.

Преподобномученик Иларион (Громов) в 1931 году был осужден и отбывал три года ссылки в Северном крае. В 1937 году был арестован и 11 октября расстрелян на полигоне в Бутово.

Священномученик Александр Хотовицкий в 1920-м и 1921 годах подвергался арестам за преподавание Закона 
Божия. В 1922 году был осужден на процессе вместе со 105ю священнослужителями и мирянами. В 1937 году был вновь арестован и вскоре расстрелян. Точная дата его мученической кончины и место погребения неизвестны.

Священномученик Сергий Махаев в 1924 году был арестован по доносу обновленческого епископа Антонина. В 1937 году после ареста церковного совета Богоявленского собора в Ногинске, где он служил, организовал новую двадцатку. Был обвинен в том, что ввел в нее «антисоветски настроенных лиц», и в 1937 году расстрелян на полигоне в Бутово.

Священномученик Андрей Воскресенский в 1930-х годах служил в Троицком храме на Воробьевых горах, а затем в храме Михаила Архангела в селе Карпове Воскресенского района Московской области. 31 октября 1937 года расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Священномученик Борис Ивановский 10 декабря 1937 года расстрелян на полигоне в Бутово.

Отец Иоанн Крылов в 1933 году был сослан в г. Ужур Красноярского края. С 1939 года служил в храме Святителя Николая в Кузнецах. В 1945 году был арестован по дороге из храма прямо на улице и приговорен к 10-ти годам заключения, которое отбывал в Караганде (Казахстан). С 1954 года до 
своей кончины в 1957 году служил в московском храме Пимена Великого.

Отца Петра Лагова арестовали в 1935 году; выйдя на свободу, он служил в Рязани до своей кончины в 1943 году. После его ареста храм Григория Неокесарийского еще два года продолжал действовать. Вместе с о. Василием в то время служили о. Борис Ивановский и о. Александр Остроумов. Дочь регента Анна Сергеевна Крылова помнит, как о. Василий принимал исповедь, а после службы часто сидел на лавочке у дома причта: тихий маленький старичок в круглых очках.

Когда храм на Большой Полянке был закрыт, о. Василий переехал в подмосковное Кунцево. Последним местом его служения, с 1937 по 1938 год, стал храм Знамения Пресвятой Богородицы села Знаменского Кунцевского района. Скорее всего, именно в эти годы он был удостоен права ношения митры за богослужением.

Со своими родными батюшка общался редко и тайком, чтобы не навлечь на них беды. Его сын Николай к тому времени был профессором математики Московского педагогического института и одновременно сотрудником Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР.

По воспоминаниям внучки, Ольги Николаевны Смирновой, последний раз она видела дедушку под Рождество 1936 года. Он пришел, держа что-то под шубой — это оказалась рождественская елка. Долгие годы она была запрещена как «религиозный пережиток», и лишь к 1936 году ее вновь разрешили.

22 марта 1938 года батюшку арестовали по обвинению в антисоветской агитации и заключили в Таганской тюрьме. Допрошенные свидетели привели его высказывания: «Всякая власть должна быть от Бога, а большевики самовольно захватили власть»; «Из Священного Писания видно, что власть, захваченная самозванцами, долго существовать не может, так и Советской власти скоро придет конец»; «Советская власть гонит Церковь, арестовывает и расстреливает православных» и др. По словам тех же свидетелей, на квартире батюшки часто бывали верующие, с которыми он беседовал и для которых «устраивал религиозные обряды».

На допросах и очной ставке о. Василий виновным себя не признал. Подтвердил лишь, что говорил: «Раньше жили лучше, а теперь, при Советской власти, везде и всюду создаются очереди; большевики только говорят, что всего много, а на самом деле ничего нет».

Обвинительное заключение по ст. 58-10 УК гласило: «В июне месяце 1937 года в разговоре с гр-ном Лобендеевским Смирнов говорил (касаясь подписки займа):

«Большевики войны не хотят, а сами все вооружаются, только рабочему классу глаза затемняют и всех расстреливают, которые идут за правду, рабочие недовольны Советской властью, только пишут в газетах, что всего много, это все вранье, много только для коммунистов, а рабочий стой в очереди целый день, опоздаешь на работу, увольняют ни за что».

В присутствии Мясниковой и Хановой говорил:

«Большевики самовольно взяли власть, а поэтому советская власть существовать долго не может, скоро придет конец, поднимутся все страны на Советский Союз и разобьют, и только тогда рабочий класс будет жить хорошо, вот взять хотя бы 1905 год, сколько побили рабочих через этих большевиков, за это Бог наказал Ленина, а Сталин также своей смертью не умрет».

В присутствии Хоботовой говорил:

«Скоро настанет время, когда откроют все церкви, потому что большевики чувствуют гибель свою, придет управлять страной царь, тогда будут опять жить хорошо».

7 июня 1938 года постановлением судебной тройки при УНКВД СССР по Московской области протоиерей Василий Павлович Смирнов был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 1 июля 1938 года, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, на Бутовском полигоне. Похоронили батюшку в безвестной общей могиле.

23 августа 1989 года о. Василий был реабилитирован прокуратурой г. Москвы в соответствии с частью I статьи I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930—40-х и начала 50-х годов».

20 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил протоиерея Василия Смирнова в Соборе новомучеников и исповедников Российских *. Память его совершается в день кончины, 1 июля по новому стилю.

* Cредства кассы составлялись из обязательных отчислений от жалованья и шли на выплату денежных пособий и пенсий.

* В том же году настоятелем Заяицкого храма был назначен его правнук протоиерей Димитрий Смирнов. Отец Димитрий начинал свое служение в Крестовоздвиженском храме Алтуфьево, также связанном с памятью о. Василия, а ныне является настоятелем и Троицкого храма Горетова, где служил его святой сродник по линии матушки Елизаветы, священномученик Михаил Марков.

 

 СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРГИЙ ЛЕБЕДЕВ

Сергей Петрович Лебедев (1895 -1938), священник, священномученик.

Родился 16 сентября 1895 года в семье священника Петра Михайловича Лебедева, служившего в Благовещенской церкви в селе Сальково Подольского уезда Московской губернии.

В 1910 году окончил Донское духовное училище, а в 1916 году –Московскую духовную семинарию.

Сразу же после окончания семинарии в связи с войной он был мобилизован в армию, где прослужил до 1917 года.

В 1920 году он был рукоположен во священника. В это время его отец служил в храме Воздвижения Креста Господня в селе Алтуфьеве Московского уезда; в 1927 году отец Петр скончался, и в Воздвиженском храме стал служить его сын.

В 1929 году хозяйство отца Сергия было записано как кулацкое и все имущество реквизировано, но затем после хлопот и просьб оно было возвращено.

В 1937 году в связи с приказом НКВД о начале массовых репрессий оперуполномоченный Мытищинского отделения НКВД, в территориальное подчинение которого входило в то время село Алтуфьево, начал оформлять документы на арест отца Сергия. В декабре 1937 года и в начале января 1938 года он вызвал к себе нескольких свидетелей. Протоколы с показаниями у него были написаны заранее, и требовалось только их подписать. Свидетелям он объяснял, что дело на священника уже составлено и только требуется всего лишь его дооформить. Говорил он это, впрочем, таким тоном, что свидетелю казалось, что если он не подпишет протокол с предложенными показаниями, то его самого непременно арестуют. Некоторые свидетели были дежурными и подписывали не читая свидетельские показания не только на священника, но и на других жителей села. Один из дежурных свидетелей был инициатором создания колхоза и корреспондентом местной газеты, впоследствии он стал председателем сельсовета в Алтуфьеве.

Отец Сергий был арестован в самый праздник Богоявления, 19 января 1938 года, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день следователь вызвал его на допрос, и затем священника допрашивали в течение двух дней беспрерывно. Выяснив у отца Сергия, что его брат арестовывался в 1930 году, следователь сказал:

– Вам известно, что ваш брат был судим за совершение террористического акта над председателем сельсовета села Виноградово, а также известно, что соучастники его дела 1930 года в 1937 году вновь были арестованы и осуждены. Что вы скажете теперь?

– Об этих фактах я слышал, но утверждать не могу, – ответил священник.

– Следствие располагает данными, что вы, проживая в зоне специального обслуживания, часто посещали запретную зону. Для какой цели вы посещали запретную зону?

– В запретной зоне я никогда не был. Я совершал прогулки по лесу, поскольку это мне рекомендовали врачи. Никаких других целей я не преследовал.

– Следствию известно, что вы во время выборов в Верховный Совет выступали с контрреволюционной клеветой на политику Советского Союза. Что вы скажете по данному вопросу?

– Контрреволюционных выступлений с моей стороны не было.

– Намерены ли вы давать следствию правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности? – задал следователь священнику последний вопрос.

– Никакой контрреволюционной деятельности никогда и ни где не вел, – ответил отец Сергий.

На этом следствие было закончено.

26 января 1938 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную пораженческую агитацию".

31 января 1938 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

В августе 1938 года некоторые из сотрудников Мытищинского отделения НКВД были арестованы по обвинению в практиковавшихся ими незаконных методах следствия. При аресте оперуполномоченный, ведший следствие по делу отца Сергия, покончил жизнь самоубийством, застрелившись.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

Память 18 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых

Использованные материалы

  • Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998.
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь. - Тверь. 2005. С. 151-155

<script type="text/javascript" src="http://poisk.cerkov.ru/res/public/php/counter.php?id=2908"></script>